

Хоть новому принадлежим.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
(Вадим Шефнер
Представление о казахском прикладном искусстве не может быть полным без освещения такого его раздела, как мебель. Изучение наиболее распространенных конструкций предметных форм и декора невозможно без учета идейного содержания культуры казахов в XIX веке, материально-экономического уровня и эстетических идеалов общества того времени. Формы, художественные особенности и функции традиционной казахской мебели - частное и специфическое проявление казахской культуры. Уклад жизни казахов – кочевников в прошлом обусловил создание юрты – мобильного универсального жилища, микросреды, как бы концентрированно моделирующей и учитывающей важные особенности окружающей среды. В свою очередь, особенности формы юрты определили аспекты формообразования бытовых предметов. Мебель в кочевом жилище оптимальна по габаритам (низкие круглые столики), удобна для транспортировки (разборные деревянные кровати – тосек агаш и лари для хранения продуктов – кебеже).
В силу сложившихся традиций в быту кочевников не существовало мебели для сиденья - с глубокой древности сидели на коврах, одеялах или специальных кожаных и войлочных подушках наподобие пуфиков, а кровать например, это скорее декоративная подставка под постельные принадлежности со специально продуманной для этой цели конструкцией. Вся мебель была небольшой высоты, что также обусловлено традициями и особенностями интерьера, в котором занижена линия горизонта в силу того, что рассчитана на восприятие человека, сидящего на полу.
Все конструкции функционально оправданы, и форма каждой вещи максимально выражает ее значение, декоративная обработка подчеркивает место каждого предмета в композиционном строе интерьера.
Хотелось бы подробнее остановиться на одном из таких предметов, которую занимает немаловажную роль в казахском интерьере - это сундук.
Абдре, жагланы – сундуки. По назначению они делятся на бытовые и свадебные. Бытовые сундуки узкого назначения представляют собой цельные прямоугольные ящики, украшенные национальными орнаментами. По бокам у них есть декоративные ручки. Для некоторых сундуков шились специальные чехлы, и часто они стояли зачехленными. Сундуки – подставки характеризуются приподнятым цоколем и наличием выдвижных ящиков (комбинированная конструкция - в верхней части сундук с открывающейся крышкой, внизу полочка). Сундуки этого типа выполняют функцию шкафчика, сундука и подставки под вещи. В композиционном отношении сундуки не являются самостоятельным объемом в интерьере, они как бы вписываются орнаментальный фон почетной зоны интерьера.
Свадебные сундуки значительно отличаются от бытовых. Они небольших размеров, характерной особенностью их является наличие угловых башенок и орнаментация со всех четырех сторон. Такой сундучок, как непременную часть приданного, уходя из родного дома, девушка брала с собой, как частичку своего рода, воплощение его жизненной и охранительной силы, счастья и благополучия. Угловые башенки не просто декоративный элемент, в основе его лежит многоплановая и сложная семантика коновязи – символа рода, семьи, очага.
В Денисовском историко- краеведческом музее хранится и занимает достойное место в зале этнографии и быта казахского народа один из таких уникальных предметов – сундук 1957 года, который принадлежал Жунусовой Жамиле, 1918 года рождения, родом из п. Искра Орджоникидзевского района Кустанайской области.
В 2011 году сундук был куплен у жительницы с. Покровка Баудаулетовой Сапии, дочери Жунусовой Жамили. Этот сундук являлся частью ее приданого.
Историческая справка.
Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.
Кочевая культура тюркских племён выработала идеальные формы для перевозки и хранения предметов быта. При кочёвке использовались лёгкие ёмкости из войлока, кожи, ткани, дерева. Например, казахи широко применяли сундуки, изготовленные из дерева, нередко украшенные чеканкой по металлу. Отличием сандыка (сундука) от шабаданов (чемоданов) было то, что шабадан/чемодан изготавливался из мягких материалов типа кожи и ткани, а сундук/сандык имел жёсткую конструкцию. В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики.
Мантаева Г.С. гл. хранитель Денисовского историко-краеведческого музея