КГУ "Денисовский историко-краеведческий музей"

Наши контакты:

8 (71434) - 2 - 11 - 93

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зыбка - казачья колыбель.

Станица Георгиевская, вторая половина ХIX века.

kolibel

Зыбка – подвесная кроватка, которую использовали наши  предки. Это старинное восточнославянское название. Обыкновенный короб из деревянных плашек, собранный без гвоздей, мягкое тканевое дно. Такая детская кроватка крепилась к кольцу в потолочной балке или к пружинистой деревянной жерди. Выходит, что зыбку смело можно назвать колыбелью человечества. Зыбку было удобно брать в поле; там можно прикрепить ее к ветке и покачать младенца. Именно плавные покачивания, пружинистые колебания ценились как средство для убаюкивания детей. Зыбки были раньше во всех семьях. Даже сейчас их можно найти в торговых рядах среди некоторых кроваток.

В процессе изготовления  «воздушной кроватки»  придерживались строгого правила: ее должен был сделать кто-то из мужчин семьи: отец, дед или родной дядя ребенка.  Когда мастерили колыбель, выбирали один материал; чаще всего это были растения или деревья, которые быстро растут: ива, орех, "чтобы так же быстро рос и ребенок". Если колыбель делали из боярышника, говорили: "Чтобы ребенок жил долго". В  сказках славянских народов колыбель была из золота или серебра.

Как выглядела «воздушная кроватка»? Представьте гамак, свисающий на четырех веревках. В его основе – деревянная рамка. Размеры ее – порядка 60 на 80 см, она обтянута плотной тканью. Немаловажная деталь – полог. Он может быть из бязи или другого подобного материала. Основные веревки соединены вверху в карабине. Еще в конструкцию входит пружина, дополнительные карабины и петли в потолок.
В доме колыбель ставили ближе к печи, так, чтобы ребенок лежал головой к порогу. Там проходила вторая матица (бревно, перекинутое поперёк, на котором держались доски потолка), в неё прочно-напрочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок  – виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли верёвки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины.
Всё просто! При оттягивании зыбки вниз рукой (или ногой – имелся специальный ремешок или верёвка для этого) качок, если он был новый, растягивался немного. При резком движении зыбка дёргалась, подпрыгивала, ребенок – того и гляди вылетит. Маленьких нянек учили правильно зыбкой «рулить». А на качке, который вынянчил не одно поколение, колыбелька двигалась ровно, спокойно. В других местах зыбку вешали на очеп – длинную деревянную жердину. Для
этого лучше всего подходила берёза – она немного гнулась и
пружинила. Строго-настрого запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас в отношении коляски или кроватки.

Категорически запрещалось, чтобы на колыбель падал лунный свет. У славян существовало и другое поверье, связанное с колыбелью: ни в коем случае нельзя было оставлять колыбель неприкрытой, без одеяльца или покрывала – считалось, что в нее тут же положит своего «ребенка» домовой, а человеческому дитяте станет тесно, он станет беспокойным и болезненным, не будет спать.

Иногда колыбель использовали в ритуалах, которые способствовали прекращению града, сильного ветра, мора животных: женщина брала колыбель с ребенком, обходила весь домашний скот, и говорила: "как моя коляска полна, так полным будет мой двор (или мой дом)!".

В нашем историко-краеведческом музее есть такой старинный экспонат, подаренный жительницей села Денисовка Домнышевой Любовью Николаевной. Казачья колыбель (зыбка), которая в настоящее время экспонируется в отделе переселенческого быта, являлась семейной реликвией семьи Домнышевых. По семейной легенде, принадлежала эта колыбель Алтуховой Анне Мироновне, родившейся в 1891 году в Оренбургской губернии, а позднее жившей многие годы в Георгиевке. В 1919 году Анна Мироновна вышла замуж за Домнышева Степана Дмитриевича, уроженца Саратовской губернии. Судя по возрасту колыбели, в этой зыбке выросла и сама Анна Мироновна,  потом качала в ней своих детей и внуков, а затем передала как реликвию правнукам.  И действительно, даже праправнуки Анны Мироновны, Виктор, Сергей и Иван, 1994 и 2001 годов рождения, выросли именно в этой старинной зыбке! Коллектив музея очень признателен семье Домнышевых  и от всей души благодарит  за интереснейший экспонат с такой историей и связью поколений!
Елена Якунина, экскурсовод Денисовского историко-краеведческого музея.

Мы в социальных сетях